Я-мама!!!

Cтатья из журнала "Материнство"
Развивающие игры для самых маленьких
Подвижные игры
Когда на улице дождь

Давай поиграем

Игра — универсальный способ воспитания и обучения ребенка. Если
вы хотите развить его способности, научить его думать, понимать
речь взрослых, фантазировать, обращаться с различными предметами
— играйте с ним как можно чаще. Развивающие игры очень нужны в раннем
возрасте: они дарят малышу радость, уверенность в себе и своих возможностях,
возбуждают его интерес к тому, что его окружает.

Подбирая игру для ребенка, соотнесите то, что она
требует, с реальными возможностями малыша, а занимательность, эмоциональную
привлекательность занятия — с его развивающим эффектом. Если игра
не требует никаких усилий и помощи взрослого, значит, возможности
ребенка гораздо шире того занятия, которое вы ему предложили, а
потому оно не дает должного развивающего эффекта. Конечно, нет ничего
плохого, если малыш поиграет в легкую и доступную для него игру,
но для развития нужны игры, в которых он осваивает что-то новое:
новые свойства вещей, новые движения, новые действия, требующие
определенных усилий. Именно это дарит ребенку и взрослому радость
открытия и преодоления.

Если же игра слишком сложна для ребенка, она также
не дает развивающего эффекта. Он перестает играть или привычными
действиями заменит те задания, которые дал ему взрослый. Поэтому,
играя с малышом, следите за его настроением и подстраивайтесь к
его возможностям, слегка опережая их.

Игры с предметами

Развивают не только движения, но и восприятие, внимание,
память, мышление и речь ребенка. Используются различные составные
игрушки: вкладыши, пирамидки, кубики, мозаики, требующие, чтобы
ребенок соотносил между собой их детали. В некоторых случаях понадобятся
два одинаковых предмета — один для показа и образца, второй — для
воспроизведения правильных действий с ним.

Очень важно, чтобы эти игры были, по возможности,
выделены из других событий жизни ребенка — они должны иметь очевидные
для него начало и конец. Закончив играть, игрушки нужно сложить
и убрать в недоступное для малыша место: когда они не маячат все
время перед его глазами, они остаются неизменно привлекательными
и желанными.

Пирамидка

Это очень полезная игрушка. Недостаточно просто дать
ее в руки ребенку — нужно научить его, как с ней можно играть.

Для детей от 9-10 месяцев до 1 года 2-3 месяцев пирамида
должна быть простой: 3-4 кольца одного размера, но разного цвета.
Нужно научить ребенка брать кольцо пальчиками и надевать его на
стержень. Показывая и помогая ему, желательно объяснять свои и его
действия:

Вот так, взял колечко пальчиками, надел его на палочку,
молодец! Теперь давай еще одно колечко… Малышу, не умеющему пока
надевать колечки, можно помочь, взяв его руки в свои и действуя
вместе с ним.

Затем пирамидку можно усложнить, предложив колечки
разного размера. Поначалу малыш будет складывать пирамидку, не обращая
внимания на размер колец. От 1 года 3-4 месяцев можно учить его
складывать так называемую гладкую пирамидку: если она сложена правильно
(от большого кольца к меньшему), то на ощупь она гладкая. Обратите
на это внимание малыша и обязательно проведите его ладошкой по пирамидке:
гладкая ли она. То же самое надо проделать и с неправильно собранной
пирамидкой, обратите внимание малыша на неровности в ней. И снова
дайте ему возможность провести ладошкой по правильно собранной,
гладкой пирамидке.

Подрос малыш, и разнообразнее стали действия с пирамидкой.
От 1 года 6 месяцев до 2-х лет можно предложить ему сложить дорожку
из колец, располагая их на столе от большого к меньшему. Сначала
можно складывать, не обращая внимания на величину колец, потом —
ровную, постепенно сужающуюся дорожку. Для этой игры подходит пирамидка
из семи колец с колпачком.

Затем из колец можно построить башенку. Чтобы она
была прочной, каждое верхнее колечко должно быть меньше нижнего.
Различать величину колец малыш научится, если перемешать все кольца
и предложить ему найти сперва самое маленькое, потом самое большое
и т.д. А накладывая одно колечко на другое, нужно показать что большее
по размеру кольцо всегда выступает из-под меньшего.

Разные цветные кольца послужат для различения цвета.
Для этого надо иметь две одинаковые пирамида из 3-4 колец. Взрослый
предлагает малышу разобрать его пирамидку — то же самое он делает
со своей. Затем он показывает кольцо определенного цвета и обращается
к малышу: У тебя есть такое же, красное? Если тот ошибается, взрослый
помогает найти нужное и прикладывает по своему, демонстрируя совпадение
цвета. В пирамидке для трехлетнего малыша должно быть уже 6-7 колец
разного цвета.

Складывая пирамидки, важно учить ребенка определять
размеры колец на ощупь, а не только на глаз, и на ощупь узнавать,
правильно ли она сложена. Ребенка 2-3 лет можно попросить закрыть
глаза (или наложить на них платок), ощупать пирамидку и сказать,
ровная она или нет. Эта загадка может стать очень интересной дм
ребенка.

Играя с пирамидкой, можно обратить внимание малыша
на ее свойства, которые не бросаются сразу в глаза. Скажем, два
примерно равных кольца, надетых на оба конца стержня пирамидки,
можно катать как колесики, и это тоже интересно малышу.

Если он и после занятия продолжает с увлечением собирать
и разбирать пирамидку, пусть даже неправильно, оставьте его играть
с ней. Но как только вы почувствуете, что интерес угас или что он
просто разбрасывает колечки, пирамидку надо убрать от него подальше.

Играя с ребенком, помните, что ему необходимо ваше
внимание и одобрение. Если он с усердием нанизывает колечки, пусть
даже не в должном порядке, все равно похвалите его: Как хорошо ты
надеваешь колечки!. Но если он легко справляется с этим, следует
привлечь его внимание к величине колец и вызвать ревность его пирамидки:
Посмотри на мою, она такая же? Давай-ка проведем пальчиком по моей
и по твоей. Ни в коем случае не фиксируйте внимания малыша на неудачах
и неумелости, лучше почаще хвалите его.

Игры с кубиками

Уже на втором полугодии ребенку можно дать пластиковые
кубики: они требуют специальных движений для захвата и перекладывания
из одной руки в другую, поэтому малыш с удовольствием будет разбрасывать
их или складывать в коробку.

К концу первого года можно приступить к строительству
простой башни из двух-трех кубиков разной величины. Ребенку все
равно, как вы будете называть их — кубики, кирпичики, блоки или
как-то еще. Главное, четко артикулировать слова. Очень важно также,
чтобы предметы, с которыми вы знакомите его, содержали элемент новизны,
а ваши действия вызывали его интерес. Детям обычно нравится, когда
при слове бах башня вдруг рушится, и игра начинается сначала.

При этом обращайте внимание малыша на величину кубиков:
большой, поменьше, совсем маленький. Если он складывает башню сам,
нужно помогать ему словами:

Так, взял большой кирпич, правильно, уложил его.
Теперь нужен кирпич поменьше. Нашел? Хорошо. А где у нас самый маленький?
Ваше внимание поможет ему осознавать и контролировать свои действия.

На втором году жизни можно построить дом для куклы,
сложив кубики буквой П, сделать кровать или стул. Сначала надо подробно
объяснить ему, что и как вы собираетесь делать, затем показать,
какой кубик куда нужно класть. И как кукла может использовать то,
что вы сооружаете. Только после этого вы предлагаете малышу сделать
то же самое, и пока он пыхтит над заданием, вы подбадриваете его
действия. Потом можно сравнить две постройки — его и вашу.

Со временем можно перейти к башне из большего числа
кубиков, для ребенка третьего года жизни достаточно 6-8. Чтобы башня
не развалилась, кубики подбирать нужно правильно и внимательно.
Подготовкой к этому могло бы стать задание выложить кубики разной
величины на стол. Если они сложены правильно, от большего к меньшему,
получится лесенка, по ней можно пройтись пальчиками вниз и вверх.

На третьем году постройки усложняются и выполняются
по образцам, изображенным на рисунке. Способность действовать по
образцам чрезвычайно важна для дальнейшего развития и обучения детей,
и кубики прекрасный для этого материал. А деткам пока еще нравится
делать так, как показал взрослый, — нужно использовать эту особенность,
не только давая образец, но и помогая воспроизвести его.

Игры с картинками

В конце второго года жизни малыши уже узнают изображения
знакомых предметов на картинках, и это надо использовать для развивающих
игр с ними.

Найди половинку

Из двух наборов красочных открыток один разрезается
пополам. Предлагая из двух частей составить одно целое, эта игра
ориентирует малыша, прежде всего на установление логической связи
и цветового единства. Показав ему любую половинку, попросите найти
подходящую к ней из 3-4 (не более!) других половинок от разных открыток,
проверяя свои действия по лежащей тут же целой открытке. Если ему
трудно, вместе прикладывайте половинки, пока не получится понятная,
цельная картинка. В дальнейшем игру можно усложнять, либо предлагая
6-8 различных половинок, либо разрезав картинку на 3-4 части. Степень
сложности задания взрослые устанавливают сами, исходя из возможностей
ребенка.

Угадай, что на картинке

Для этой игры потребуются картинки, на которых изображено
что-либо хорошо знакомое ребенку: стол, яблоко, собака и т.д. Разрезав
картинку, согнув ее или закрыв одну половинку белым листом бумаги,
вы показываете ему другую половинку и просите угадать, что нарисовано
на картинке. Подставив разрезанную половинку, разогнув картинку
или убрав белый лист бумаги, не забудьте вместе с малышом удивиться,
как это он смог угадать. Усложняя игру, можно показать не половину,
а третью или четвертую часть картинки.

Зайчик и белочка

Вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5-6 штук)
надо разнести зайчику и белочке — игрушечным или нарисованным, но
находящимся в разных уголках комнаты; предварительно вы объясняете
(или напоминаете), кто из них что любит. Когда малыш справится с
заданием, не забудьте поблагодарить его от имени накормленных зверушек.
В этой роли, понятно, могут быть не только зайчики, но и белочки,
ежики, мишки, собачки… Главное, чтобы малыш запоминал и выполнял
ваши инструкции, усваивал элементарную классификацию предметов.

Подвижные игры

Чрезвычайно полезны для малышей. Учат управлять своими
движениями, прин сь правила игры и подчиняться им, рисовать в своем
воображении различные ситуации и тем самым развивать фантазию. В
этих играх особенно важна эмоциональная вовлеченность взрослого
— старайтесь не просто демонстрировать нужные действия и произносить
нужные слова, но, по возможности, ярко выражать свой интерес к игре.

Поймай зайчика

Покажите малышу солнечный зайчик — как он бегает,
прыгает, отдыхает, опять неожиданно убегает и т.д.
Прочитайте стишок:

Солнечные зайчики —
Прыг, прыг, скок.
Прыгают, как мячики, —
Прыг, прыг, скок…

Потом предложите ребенку догнать зайчика, позволяя
ему иногда поймать световое пятно, которое потом опять убежит от
него. Иногда зайчик будет уставать и прятаться, а вы объясните ребенку:
Устал он, спрятался в норку, и ты отдохни, закрой глазки и поспи
понарошку. Неожиданно зайчик появляется снова и снова устремляется
в бега, а малыш за ним. Все действия зайчика и ребенка нужно обязательно
комментировать, например, так: Проснулся зайчик, смотри, как он
танцует! Ты — за ним, а он — под стол, ты — под стол, а он — на
диван, лови, держи его… и т.д.

Гуси-гуси, га-га-га

Сначала взрослый объясняет малышу правила игры. Он,
малыш, — гусенок, в одном углу комнаты, взрослый (хозяйка гусей)
в другом — в домике. Подчеркнуто меняя интонацию и тембр голоса,
взрослый читает стишок сам — и за себя, хозяйку, и за гусей:

— Гуси-гуси!
— Га-га-га.
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Ну летите!
— Нет-нет-нет! Серый волк под горой
— Зубы точит, съесть нас хочет,
— Не пускает нас домой!
— Ну летите, как хотите,

Только крылья берегите!

Пока малыш не освоит стишок (а это случится достаточно
быстро — через 3-4 повторения), надо подсказывать ему слова за гусей:
Говори га-га-га… теперь да-да-да и т.д. Когда стишок будет освоен,
пора инсценировать погоню волка за гусями и их счастливое избавление
от него, причем вам придется взять на себя роль и волка, и хозяйки
гусей.

Откликаясь на призыв хозяйки: Ну летите, как хотите…,
малыш, выполняющий роль гусей, хочет улететь, убежать, но волк со
словами : У-у, сейчас догоню… устремляется за ним. Когда малыш,
успешно избежав погони, добирается до гусиного домика, вы, уже в
роли хозяйки, подхватываете его на руки и вместе радуетесь встрече,
избавлению от опасности.

Цыплята и коршун

Наденьте на ребенка что-нибудь желтое и научите его
пищать, как цыпленок: пи-пи-пи. Покажите, как цыплята прыгают и
клюют зернышки. Станьте сами на время на время цыпленком: вместе
попрыгайте, попищите, а потом, внезапно посмотрев на небо, испуганно
скажите: Ой, коршун летит, у-у-у, и, размахивая руками, изобразите
поле! коршуна. Шепотом объясните малышу: Цыпленок должен замолчать
и спрятаться, иначе коршун его поймает Убедившись, что цыпленок
надежно укрылся, прогоните коршуна и снова пригласите цыпленка:
Все, коршун улетел, можно опять прыгать, клевать и пищать! Малыш
вылезает из своего укрытия, а игра возобновляет сначала.

Солнышко и дождик

Покажите, как можно превратить обычный стульчик домик
для ребенка: повернув его спинкой к лицу, сядьте на корточки и положите
локти на сиденье. Помахав рукой в окошке, объясните, что это домик,
где можно прятаться от дождя. Подняв глаза к небу, пригласите малыша:
Смотри, солнышко на небе! Давай погуляем!) Малыш выбегает из домика
и радуется солнышку: прыгает, пританцовывает в ритм тем стихам,
которые вы читаете ему:

Светит солнышко в окошко —
Наши глазки щурятся,
Мы похлопаем в ладошки
И бегом на улицу!

Или:

Свети-свети, солнышко,
На зелено полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.

Смотри, — говорите вы малышу, — туча идет, дождь
собирается, скорей в домик! Укрывшись в домике от дождя, можно снова
вспомнить стихи про него:

Дождик, дождик, лей.лей, лей,
Капай, капли не жалей,
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.

Или:

Туча, туча, дождь не прячь,
Лейся дождик, дам калач!

Имитируя звуки дождя, можно постукивать рукой по
стулу — то чаще, то реже, пока дождь не прекратится совсем, вновь
засияет солнышко и, значит, можно выбежать из домика на свежий воздух.

Такие игры можно повторять до тех пор, пока не надоест
малышу. Заканчивать подвижные игры надо игрой в молчанку, чтобы
переключить внимание малыша и успокоить его:

Чок-чок-чок,
Зубки на крючок,
Кто слово скажет —
Тому в лоб щелчок!

Игры с куклой

Кукла — не совсем обычный предмет. Уже в раннем возрасте
ребенка она замещает для него в игре другого человека и становится
верным игровым партнером. Но оживить куклу и сделать ее настоящим
другом, за которым можно ухаживать и с которым можно общаться, ребенок
может только с помощью взрослого. Вам следует приложить для этого
все усилия: разговаривать с малышкой от имени куклы, радоваться
или плакать ее голосом, просить о помощи и т.п.

Игры с куклой возможны уже на втором году жизни.
Выберите одну куклу — необязательно самую красивую и дорогую, но
обязательно наделенную именем и характером. Постарайтесь, чтобы
она стала для малышки любимой. Привязанность ребенка к игрушке далеко
не всегда определяется ее внешним видом — скорее ее выразительностью
и назначением. Все это может придать ей только близкий взрослый.

Для ребенка появление куклы должно быть неожиданно
— как приятный сюрприз: Ой, смотрите, кто к нам пришел! Какая красивая
девочка! Как тебя зовут! — Ляля. — Ее зовут Ляля! А где ты будешь
жить? — Я хочу жить с вами! Давайте познакомимся. Тебя как зовут?
— обращается Ляля к малышке. Если она молчит, вы помогите ей ответить
на вопросы куклы. Когда она полюбит играть с куклой, можно организовать
различные, жизненные ситуации, напоминающие ее собственные.

Например, кукла хочет спать. Она жалуется ребенку,
что очень устала и мечтает только о постельке. Она просит помочь
ей раздеться и приготовить кроватку. Вместе с малышкой вы раздеваете
куклу, укладываете и поете колыбельную песенку.

Кукла хочет есть

Она просит вашего ребенка дать ей что-нибудь покушать.
Вместе с ним вы накрываете на стол и кормите игрушечной ложечкой.
За едой Ляля может немножко покапризничать: отказаться от каши,
потребовать конфету или мороженое. Ее требования и капризы могут
напоминать привычки вашего ребенка. Важно, чтобы она (с вашей помощью)
вела себя как настоящий, живой ребенок.

Сюжетов подобных игр множество: Купание Ляли, Прогулка,
Ляля заболела и т.д. Для них нужны некоторые атрибуты — наборы посуды,
мебели и т.п. К концу третьего года жизни вместо таких игрушечных
предметов можно вводить их заменители: шарики, брусочки, тряпочки,
кусочки бумаги и прочее, подсказывая, как можно ими пользоваться.
Если вы сможете действительно заинтересовать ребенка игрой и сделать
ее увлекательной, он вскоре сам научится играть, замещая одни игрушки
другими, придумывая различные сюжеты, и ваше участие уже не обязательно.

Но чтобы после трех лет ребенок полноценно и творчески
играл в сюжетные игры, сейчас, в раннем детстве, вы должны помочь
ему войти в мир игры, научив его игровым действиям и одушевив игрушки.
Не надо жалеть на это ни сил, ни времени. Вы не только избавитесь
в дальнейшем от необходимости занимать и забавлять ребенка, но и
сделаете его детство радостным и счастливым.

Журнал «Материнство»

Развивающие игры для самых маленьких

“ГДЕ ЗВУЧИТ?”

Возьмите погремушку, колокольчик или пищащую игрушку.
“Звените” предметом то справа, то слева от ребенка, также сверху
и снизу, обходите кроватку кругом. Разговаривайте. Спрашивайте:
“Сереженька, где колокольчик звенит? Динь-динь! Во-от он где звенит.
А сейчас где? Ну-ка, посмотри. Вот он где”. Главное, чтобы малыш
поворачивал голову на звук — это развивает слуховое внимание.

“ГДЕ ФЛАЖОК?”

Возьмите в руку яркий флажок, постарайтесь, чтобы
малыш поймал его взглядом. Разговаривайте, перемещая флажок: “Где
флажок? Ну-ка, ну-ка, посмотри. А вот он где! Ой, исчез. Куда же
он подевался? А он вот где…” Добивайтесь, чтобы ребенок не только
поворачивал голову, но и следил глазами за флажком. Если вы кормите
ребенка из соски, подносите соску то с одной, то с другой стороны.
Эти игры развивают зрительное внимание, умение следить за движущимся
предметом.

“ПОДНИМИ ГОЛОВКУ”

Положите ребенка на живот, поддерживая голову так,
чтобы он не стукнулся лбом. Разговаривайте и поощряйте желание поднимать
и удерживать головку. Затем возьмите малыша на руки, прислонив к
своему правому плечу. Старайтесь, чтобы маленький, находясь в таком
положении, приподнимал головку и опускал ее на плечо. Когда же он
научится удерживать голову, держите его на руках дольше, ласково
разговаривая или напевая песенки.

“ЗАХВАТЫВАНИЕ ИГРУШКИ”

Наклонитесь над лежащим ребенком и покажите яркую
погремушку. Пусть он поймает ее взглядом, подвигайте ею и опустите
ниже. Если ребенок не протягивает руки, тогда сами вложите игрушку
в его ладошку. Затем подвигайте руку ребенка с погремушкой. Играя
с ним таким образом, добивайтесь в последующих занятиях, чтобы ребенок
сам пытался захватить ее. Подвешивайте игрушки над кроваткой так,
чтобы, размахивая руками, ребенок наталкивался на них, мог захватывать,
рассматривать и ощупывать. Форма игрушек должна быть удобной для
захватывания.

“СО СПИНЫ НА ЖИВОТ”

Необходимо поощрять любое желание ребенка двигаться,
особенно переворачиваться со спины на живот. Положите сбоку справа
яркую, красивую игрушку, чтобы она привлекала внимание, и помогайте
тянущемуся к ней ребенку, осторожно перевернуться со спины на живот.

“ПОЛЗАНИЕ НА ЖИВОТЕ”

Положите игрушку на таком расстоянии от ребенка,
чтобы он не мог ее схватить. Когда же малыш потянется к ней, подставьте
ладонь к ступням ног ребенка, чтобы у него была возможность упереться
и оттолкнуться. Обязательно разговаривайте, поощряя желание ползать:
“Ну-ка, достань зайчика. Вот как ножками уперся, вот как сильно
оттолкнулся и пополз, пополз. Ай-да молодец, ай-да умница-разумница.
Такой понятливый ребенок. А ну-ка, давай с тобой ежика достанем.
Вон как далеко ежик ушел, а мы его все равно достанем. Не уйдешь
от нас, ежик…”

“ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ”

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел, этот пальчик чистить стал, этот резал,
этот ел, ну а этот лишь глядел! Приговаривая потешку, возьмите левую
руку ребенка ладонью к себе, при словах “этот пальчик гриб нашел”,
загибайте мизинец, затем последовательно безымянный палец, средний
и указательный, при словах “ну а этот лишь глядел” загните большой
палец и пощекочите ладошку малыша

“ПРОСТЫЕ ДВИЖЕНИЯ”

Ребенок должен уметь выполнять простые движения,
знать их названия и что они обозначают Научите маленького протягивать
ручку в ответ на слова- “Здравствуй, Вовочка. Дай ручку До свидания,
Вовочка. Помаши ручкой”. Повторите это несколько раз, и в результате
малыш научится и давать ручку, и махать ею в ответ. Протяните ребенку
игрушку. “На, возьми”. Когда ребенок немного подержит ее, попросите:
“Дай мне”. Занимаясь с ребенком, постепенно вводите новые движения
и слова, которые им соответствуют, “брось”, “сиди”, “встань”, “иди”,
“нельзя”, “положи”, “разожми кулачок” и другие.

“КТО КАК КРИЧИТ”

Возьмите детские игрушки, изображающие животных,
и поиграйте с малышом: “Мяу, мяу. Кто это к Танечке пришел? Кошечка
пришла. Давай, Танечка, позовем кошечку, кис-кис-кис. Как киса мяукает?
Мяу, мяу. А как надо позвать кису? Кис-кис-кис. А это кто пришел?
Собачка пришла. Как собачка лает? Ав-ав-ав…”. Так же показывайте
малышу других зверушек и птиц:козленка, лошадку, петушка, гуся,
мышку, тигренка, медвежонка, лягушку и т. д. Добивайтесь, чтобы
ребенок запомнил название животного и звукосочетание, которое ему
соответствует, ав-ав, тяв-тяв, га-га-га, ку-ка-ре-ку, ква-ква, иго-го,
бе-бе, чик-чирик и т. д

“ВСТАВАНИЕ”

Когда ребенок пытается встать на ноги, цепляясь за
барьер манежа или кроватки, возьмите яркую игрушку и держите на
таком расстоянии, чтобы малыш не мог ее схватить. Пусть стремится
встать, придерживаясь за барьер, и дотянуться до игрушки

“ХОДЬБА ВДОЛЬ КРОВАТКИ”

Если ребенок умеет свободно стоять, держась за барьер,
возьмите игрушку и станьте на таком расстоянии, чтобы малыш не мог
ее схватить маните жестами его к себе. Надо добиться, чтобы он,
потянувшись к игрушке, сделал шаг С каждым занятием ставьте игрушку
все дальше и дальше Учите малыша ходить вдоль барьера, придерживаясь
за него.

“ПЕРВЫЕ ШАГИ”

Папа ставит ребенка на пол, поддерживая за подмышки,
мама протягивает к нему руки, подзывая к себе. Как только малыш
пытается сделать первые шаги, надо не дать ему упасть, суметь быстро
подхватить. Затем повернуть лицом к папе, который также зовет малыша,
протягивая руки.

Подвижные игры

Ловкость и силу, быстроту реакции и точный расчет,
глазомер и чувство ритма — все это естественно и исподволь развивают
подвижные игры. Побольше подвижных игр! Пусть дети играют в них
в любое время года.

ВЗАПУСКИ!
Что может быть прекраснее и естественнее бега?
По сути, любая подвижная игра включает в себя бег. Практически любой
игровой вид спорта основан на умении хорошо бегать… Так что давайте
своими семейными силами постараемся устроить нескучные беговые состязания.

ПЕРЕБЕЖКИ
Совсем не надо мчаться со всех ног, стараясь опередить тех, кто
бежит рядом. Тут важно другое — показать свою выносливость. Отмеряют
дистанцию — и бегут «от флажка до флажка» все вместе, в посильном
для всех среднем темпе. Добежали — остановились, разом повернулись
и бегут обратно. Так несколько раз. И вот кто-то уже не выдерживает.
Устал, не можешь бежать со всеми — остановись, выбывай из игры.
С каждой новой перебежкой число бегущих уменьшается; в конце концов
определяется победитель. Это ты?

ДОГОНЯЛКИ
Куда как хорошо удалась бы игра на лесной полянке, но можно, конечно,
затеять ее в любом дворе, достаточно просторном.
Дистанция для бега представляет из себя овал, окружность. Расположитесь
вдоль нее на равном расстоянии друг от друга. Сигнал! Все начинают
бег одновременно. Кто-то бежит быстрее и нагоняет бегущего впереди.
Тот, кого догнали, должен сойти с дистанции.
Ну конечно, папа быстрее всех бежит! Какое уж тут соревнование —
силы больно неравные… Согласны, так неинтересно получается. Но
вот что можно придумать: пусть сильнейший догонит слабейшего дважды
(или трижды). Ну как, папа, договорились?

АТАКА СО ВСЕХ СТОРОН
На какое-либо возвышение ставится кегля (городок, булава, да что
угодно). В разные стороны отмеряются одинаковые расстояния (скажем,
шагов 12—15). Ты с соперником занимаешь исходные позиции. Хлопок
в ладоши звучит как выстрел стартового пистолета. Можно сходиться,
то есть сбегаться. Кто схватил кеглю, тот победил.
Можно устроить соревнование из нескольких попыток. Можно атаковать
цель и с трех, с четырех сторон. (Но это, пожалуй, предел, а то
просто давка выйдет.)

ПЯТЬ В ЛИНИЮ
Перед тобой, как и перед твоим соперником (или соперниками), расставлены
или разложены на земле в линию пять небольших предметов. Это могут
быть кегли или городки, мячики или кубики, да просто палочки или
чурки… От тебя до первой чурки 2 метра, и от чурки до следующей
• чурки тоже 2 метра, так что всего тебе придется пробежать 10 метров,
на бегу эти чурки подбирая, и еще 10 метров обратно, бережно к себе
их прижимая, чтобы не выпали; без добычи возвращаться не положено,
и пока ты будешь подбирать оброненное, твой более осторожный соперник
окажется на финише первым.

В РУКЕ — ЛОЖКА, В ЛОЖКЕ — КАРТОШКА
И не так-то просто пробежать несколько десятков метров, не уронив
эту неожиданную ношу на землю! Ведь бежишь наперегонки с соперником
— тут недолго забыть об осторожности.
Вместо ложки можно взять две палочки и постараться удерживать картофелину
ими. Это, пожалуй, сложнее. Картофелина на земле? Придется задержаться,
подобрать ее ложкой же или палочками. Пока возишься, соперник ого-го
куда убежит. (Драматический вариант этой игры, когда картофелину
заменяют сырым яйцом, мы не решаемся предложить: с падением на землю
яйца игре, скорее всего, конец придет сразу: собрать Шалтая-Болтая
не удавалось, как известно, даже всей королевской рати.)
Если составилась подходящая компания, можно и эстафету устроить,
разбившись на две команды. Бежим вон до того дерева, возвращаемся
обратно, передаем эстафетные палочки (эстафетные ложки?) друзьям
— их черед пускаться в путь.

СКОЛЬКО СЕКУНД В СТАКАНЕ ВОДЫ
Вот вам похожая забава. Снова бег наперегонки, снова с ношей. А
нести надо ведерко, до краев наполненное водой. (Нет ведерок — возьмите
кастрюльки или какие другие посудины, небольшие.)
Конечно, так хотелось бы выиграть лишнюю секунду! Но в конце пути
может выясниться: тот, кто бежал со всех ног, расплескал воды больше
других. А вы условились: каждый пролитый стакан воды — это секунда,
которая добавляется к результату. (Разумеется, секунд в стакане
может быть и больше; это уж как вы сами договоритесь.)
Итак: поспешишь — людей насмешишь. Но и слишком медлить, осторожничать
тоже нельзя…

ПО НИТОЧКЕ
Те, кто тренирует бегунов-спринтеров, добиваются от своих учеников
того, чтобы они ставили ступни ног на дорожку параллельно воображаемой
линии бега. Сделаем из этого игру. На земле проводят острой палочкой
несколько (по числу участников игры) параллельных прямых линий,
отмечающих дистанцию (метров 50—60). Старт! Все бегут наперегонки
— важно не только прийти первым, но и пробежать дистанцию «как по
ниточке» — так, чтобы следы обязательно попадали на прочерченную
прямую. Кстати, легче это удастся тем, кто бежит, высоко поднимая
колени, а не волоча ноги.

И ДЛЯ ОСАНКИ ПОЛЬЗА
А если положить на голову небольшой мешочек с опилками или песком,
сможешь ли ты бежать так быстро, чтобы обогнать всех своих соперников
(которые, разумеется, тоже не налегке бегут)? И не уронить, понятное
дело, этот мешочек!
Если кто-то посмотрит со стороны на вас, бегущих, ваш забавный вид
доставит ему немалое удовольствие. Весело будет, думаем, и вам.
А еще, поверьте, такие игры-забавы помогают выработать хорошую осанку.

ПЯТНАШКИ НА ВЕРЕВОЧКЕ
Салки, салочки, пятнашки — забава, настолько известная всем и каждому,
что как-то неловко расписывать ее здесь. Но вот небезынтересный
перепев этой игры, где шансы на успех у того, кто умеет резко менять
направление бега, молнией срываться с места.
К столбику (деревца не портить!) привяжите веревку длиной 3—4 метра.
Вокруг столбика очертите круг того же радиуса. (Вот и сослужила
веревка первую службу.) Внутри круга разбросайте два-три десятка
камешков (шишек, палочек и т. п.). Это богатство будет сторожить
один из вас, тот, кого вы выберете по жребию. А все остальные (человек
пять), расположившись сначала за кругом, пытаются завладеть камешками,
вынести их из круга как можно больше. Сторож одной рукой должен
держаться за веревку, а вот другая у него свободна для того, чтобы
пятнать неосторожных добытчиков. Тот, кого запятнали, из игры выбывает.
Через условленное время (минуты три хватит?) смена у сторожа кончается.
Можно считать, сколько камешков у него утащили, а сколько он сберег.
Теперь повторите все с другим сторожем. Когда все перебывают в этой
роли, нетрудно будет определить, кому она больше удалась.

И ВСЕ ГОНЯЮТСЯ ДРУГ ЗА ДРУГОМ!
Прежде всего вы должны разобраться, кто из вас станет пастухом,
кто будет волком (их двое), а кому придется довольствоваться ролью
овцы (таких может быть четверо-пятеро).
Бросили жребий, сосчитались? Теперь сама игра. Овцам, конечно, надо
спасаться от волков. Волкам — гоняться за овцами. А пастуху, оберегая
овец, преследовать волков.
Пастух выигрывает, если осалит обоих волков (вместе с ним выигрывает
и партия овец). Волки победят, если сумеют осалить всех овец. Для
того чтобы взять верх над соперниками, необходимо проявить не только
проворство, но и хитрость.
Не забудьте ограничить размеры «пастбища».

ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ
Разделитесь на две команды. Одни из вас будут воробьями, другие
— воронами. Но кто-то один не войдет в число ни тех, ни других.
На него вы возложите почетную обязанность быть ведущим.
Теперь надо провести на земле две черты — шагах в двадцати одна
от другой. Так вы обозначите гнезда для команд. Вот они выстроились
в два ряда на равном расстоянии от гнезд. Лицом к своему гнезду,
спиной к сопернику. Ждут сигнала.
Ведущий восклицает: «Вороны!» — и вороны стремглав бросаются к своей
черте. А воробьи, мигом обернувшись, пускаются за ними, стараясь
осалить. Ведущий запоминает (или кто-то отмечает) число осаленных.
Наступает черед воробьев лететь в гнездо. И среди них будут неудачники,
которых настигли вороны. И так несколько раз. Ведущий не обязательно
выкликает команды строго по очереди — интереснее будет, если он
неожиданно назовет одну несколько раз подряд. Важно лишь, чтобы
общее число полетов у воробьев и ворон в конце концов вышло одинаковым.
И еще: чтобы создать побольше напряжения в игре, имена команд стоит
произносить по слогам. Вот звучит: «Во-ро-…» А ты гадаешь: то
ли вперед тебе придется бросаться, то ли назад.
Как определить, кто победил, вам, конечно, понятно самим. (А для
чего же ведущий все примечал?)

БИЛЕТ В ОДИН КОНЕЦ
Любишь кататься? Тебя на спине повезет твой товарищ. До условленного
места. Но уж обратно («…люби и саночки возить»!) ты его сам повезешь.
Это игра, пожалуй, больше для мальчиков. Если можете составить несколько
пар (да хотя бы две), пускайтесь наперегонки. Но даже двое между
собой могут потягаться, кто быстрее свезет своего седока; тут придется
замерять время.
Понятно, что пары надо подбирать подходящими по силе. И дистанцию
выберите посильную.

ГОНКИ ТЯНИТОЛКАЕВ
Опять пары спорят. Но как странно бежите вы, ребята! Один — лицом
вперед, другой — спиной, а сцепились локтями. Пробежали метров 20
— задний ход! Теперь всё поменялось: вперед смотрящей стала другая
голова Тянитолкая.
Опять-таки не любые могут составить пару; но здесь, наверно, важно
прежде всего, чтобы ростом один от другого не очень отличался. (Папе
с сыном трудно будет вместе изобразить Тянитолкая, не так ли?)

НЫРЯЙ В ОБРУЧ!
Гнать обруч желающие всегда найдутся. А вот ты готов взять на себя
дело посложнее — на ходу нырять в обруч то с одной, то с другой
стороны? Сколько раз сумеешь ты сделать это на дистанции, скажем,
30 метров? А сколько раз удастся это твоему товарищу? Примечание:
если по твоей вине обруч упал, у тебя отбирают одно очко (из тех,
что ты заработал за удачные нырки), а гонка продолжается с места
аварии.

ПО ИЗВИЛИСТОМУ ПУТИ
За обручем можно не просто гнаться. Можно заставить его совершать
головоломные пируэты. Не испробовать ли такую затею: расставить
по прямой линии городки (или любые предметы, могущие их заменить)
и прогнать через них обруч змейкой: первый городок остается слева,
второй — справа, третий — слева?.. Обруч-слаломист!

А ТЕПЕРЬ ЗАБУДЬ ПРО ТО, ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ БЕГАТЬ
Это не так, оказывается, просто, если тебе очень хочется обогнать
соперника. Но дистанцию (30— 40 метров) надо именно пройти. Если
ты оторвал от земли сразу обе ноги, это уже не ходьба, ты перешел
на бег (или прыгаешь) — и проигрываешь сразу, потому что внимательный
судья-посредник не дремлет и внимательно следит за каждым. Да, бег
— вещь очень заманчивая!

ДОРОЖКИ
Сто лет назад Е. А. Покровский, составивший книгу «Детские игры,
преимущественно русские», мог, конечно, полагать, что людей, не
видевших игру в «дорожки», найти трудно. Он и не вдается особо в
описание этой игры (лишь приводит несколько рисунков, изображающих
пути, по которым бегают ребятишки), считая, видимо, более важным
сказать о том, как хитроумно, в сущности, это едва ли не примитивное
на первый взгляд занятие: действительно, на столь малом пространстве
укладывается довольно длинная, как мы теперь бы сказали, дистанция.
Еще важнее, что приходится все время менять направление бега, таким
образом, игра хорошо развивает ловкость (этого «дети хотя и не сознают
отчетливо, но тем не менее, однако ж, чувствуют инстинктивно»).

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО.
Действительно, мало кому нынче ведомо, как играть в горелки. А ведь
когда-то это была одна из излюбленных игр детей, да и не только
детей.

ПРОСТО ГОРЕЛКИ.
Играющие становятся попарно, держась за руки, одна пара за другой,
а впереди всех — один, кому по жребию досталось гореть. Оборачиваться
назад ему нельзя.
Стоящие в последней паре по счету «раз, два, три» разнимают руки,
бегут вперед и стараются вновь соединиться, обежав водящего-горящего
один слева, другой справа. Тот же преследует бегущих, и если ему
удастся кого-то поймать, то он становится с пойманным в первую пару,
а тому, кто остался один, гореть. Если же горевшему не удалось поймать
никого, то та же пара становится впереди других пар, а он горит
вновь.

ДВОЙНЫЕ ГОРЕЛКИ.
Простой способ игры можно усложнить, играя в двойные горелки. Тогда
становятся по четыре человека в ряд. Горит же одна пара. Играть
можно с пением:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Взглянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Все замолкают, а горящая пара одна продолжает считать: «Раз, два,
три!», прихлопывая в ладоши. После слова «три!» обе задние пары
разбегаются и стараются соединиться вместе впереди горящей пары.
Если это им удается, горит прежняя пара. Если любой из горящих поймал
какую-нибудь пару, то горевшая пара соединяется с пойманной; вчетвером
они становятся в первый ряд. Непойманная пара горит.
Правило: бегущим парам нельзя разъединять руки, а горящая пара не
имеет права трогаться с места прежде, чем бегущие пары минуют ее.

ШВЕДСКИЕ ГОРЕЛКИ.
Становятся парами, и каждая пара, начиная с головной, получает свой
номер по порядку: первая, вторая, третья и т. д. В середине должен
быть оставлен как бы коридор для пробега, так что пары не соединяют
руки — получается, что все стоят гуськом, в две шеренги.
Этой игрой должен кто-то руководить. Он становится впереди, шагах
в десяти от первой пары. В обеих руках у него по палочке. Одну за
другой он вызывает пары (в любом порядке). Оба из вызванной пары
бегут по внутреннему коридору к ведущему, выхватывают из его рук
палочки и, обежав стоящие пары с внешней стороны, снова отдают ему
эти палочки. Тот, кто отдал свою палочку первым, приносит своей
шеренге очко. Когда все пары перебегают, то окажется, что у одной
из шеренг больше очков — она и победила.
После каждой пробежки шеренги меняются местами: первая становится
левой, а левая — правой.

ПОЙМАЙ, ДОГОНИ!
А вот несколько забав, основанных на том, что водящий ловит своих
партнеров по игре. Итак, «Ловишки» и другие забавы.

ЛОВИШКИ.
(Эта игра была записана во Владимирской губернии.) Один из играющих
— водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. «Кого ловильщик изловит,
тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив
третьего, они ловят четвертого, пятого и т. д., пока не переловят
всех. После того игра начинается снова».
В Германии бытовала похожая игра — под названием «Роланд».

ЧЕТЫРЕ УГЛА.
У этой игры были в разных местах разные названия: «Уголки», «Угольники»,
«Кумушка», «Ключи». Играли в нее в северных губерниях и в Астрахани,
в Сибири и в Центральной России. «Игра происходит большею частью
летом в срубах, редко зимой — в избах, иногда же, впрочем, играют
и летом и зимой на открытом воздухе, очерчивая для этого предварительно
четырехугольник». Главное в игре остается неизменным; играют пять
человек; четыре становятся по углам, а пятый (иногда его зовут мышкой)
посредине. Он водит. По его слову (в Вятке это звучало, например,
так: «Из угла в угол железным прутом вон!») стоящие по углам меняются
местами, перебегая из угла в угол. А водящий в это время старается
занять какой-нибудь на несколько мгновений освободившийся угол.
Тот, кто в конце концов остался без угла, сам теперь водит.
Во Владимирской губернии игра (именно там звалась она «Кумушкой»)
проходила так: водящий подходит к кому-нибудь из стоящих в углу
и говорит: «Кумушка, дай ключи!» Тот отвечает: «Поди вон там постучи!»
В это время остальные перебегают, меняясь местами. Водящий должен
успеть занять чье-нибудь место.

ДЕДУШКА-РОЖОК.
Под таким названием игра бытовала в Симбирской губернии. Названия
в других местах — «Колдун», «Чародей». Выбранному по жребию водящему,
то есть дедушке-рожку, чародею, колдуну, «отводится дом, в котором
он сидит смирно до поры до времени». Остальные игроки, разбившиеся
на две группы поровну, отходят в разные стороны от этого дома —
на расстояние 15—25 шагов. «При этом каждая партия проводит для
себя черту или кладет жердь, обозначая тем каждый свой дом. Свободное
пространство между этими чертами, или домами, называется полем».
Дедушка-рожок из своего дома спрашивает: «Кто меня боится?» — «Никто!»
— отвечают игроки и перебегают через поле, да еще дразнят водящего:
«Дедушка-рожок, на плече дыру прожег!» А тот ловит бегущих и отводит
их в свой дом, из которого они выйти не могут. Правда, можно выручить
пойманных: «Пока вожак занят ловлей кого-нибудь из бегущих, один
из товарищей подбегает к дому колдуна, дотрагивается рукой до пойманных,
и тогда каждый из них считается вырученным, после чего может беспрепятственно
выйти из дома водильщика и присоединяется к своей прежней группе».
Если дедушка-рожок переловит всех, то водить в следующей игре начинает
тот, кого изловили первым.
В похожую игру под названием «Черный человек» играли немецкие дети;
есть подобные игры в Швейцарии и во Франции.

ЧУР НА ДЕРЕВЕ!
Выбирают такое место, где есть несколько деревьев. Один встает в
середину между деревьями, а другие становятся возле деревьев и начинают
перебегать от дерева к дереву. Стоящий посредине должен их ловить,
пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: «Чур на дереве!»
Пойманный становится водырем, а водырь занимает его место у дерева.

ИЗ ИГР, ЗАПИСАННЫХ ВЛАДИМИРОМ ИВАНОВИЧЕМ ДАЛЕМ
ЗАЙЧИК.
Выбирают зайчика и обступают его хороводом. Зайчик все время пляшет,
поглядывая, как бы выпрыгнуть из круга; а хоровод ходит кругом,
напевая:
Заинька, попляши,
Серенький, поскачи,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
Заинька, в ладоши,
Серенький, в ладоши,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
Есть зайцу куда выскочить,
Есть серому куда выскочить,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
При этом некоторые из играющих ослабляют руки, указывая, где зайчик
может прорваться.
Зайчик припадает к земле, высматривает место, откуда выскочить,
и, прорвавшись там, где не ждали, убегает.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ.
Выбрав двух или одного волка, смотря по числу детей, выбирают вожака,
того, который заводит, то есть начинает игру. Все остальные представляют
гусей.
Вожак становится на одном конце, гуси — на другом, а волки в стороне
прячутся.
Вожак похаживает, поглядывает и, как заметит волков, бежит на свое
место, хлопает руками, крича:
Вожак. Гуси-лебеди, домой!
Гуси. Почто?
Вожак. Бегите, летите домой, Стоят волки за горой!
Гуси. А чего волкам надо?
Вожак. Серых гусей щипать Да косточки глодать.
Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га-га!»
Волки выскакивают из-за горы и бросаются на гусей; которых поймают,
тех отводят за гору, и игра начинается снова.
Всего лучше в гусей-лебедей играть на воле, в саду.

ПРЫГ-СКОК
Яркая цветная фотография в современном спортивном журнале: прыгун
взлетает над планкой. Потускневшее, от времени изображение на древнегреческой
вазе: участник Олимпийских игр, держащий в руках гантели (тогда
считалось, что тяжести позволяют пролететь в прыжке большее расстояние).
Прыжки пережили века и как самостоятельные виды спорта, и как составная
часть практически всех спортивных игр и занятий.
Неудивительно, что прыжки разнообразно представлены и в репертуаре
детских игр. Вспомните, как вы сами любили в детстве куда-нибудь
залезть и оттуда спрыгнуть, как любили прыгать вы через лужи и канавы!

СО СКАКАЛКОЙ
Один из самых доступных спортивных снарядов. Действительно, кто
не знаком со скакалками! Короткая скакалка — это шнур длиной 2—3
метра с пластмассовыми ручками на концах. Длинная скакалка — веревка
или шнур длиной до 5 метров.
В своем увлечении скакалкой дети проявляют какую-то особую проницательность.
Ведь не знакомы они с рекомендациями специалистов, а сами увидели
в играх со скакалками замечательное средство укрепить свою выносливость,
приобрести ловкость.
Правда, если быть точными, то придется признать, что особое пристрастие
к скакалке испытывают девочки. Что касается мальчиков, то они нередко
остаются в стороне. Конечно, когда они начнут всерьез заниматься
спортом, они обязательно подружатся с этим универсальным тренировочным
средством. Но, быть может, вы посоветуете им освоить скакалку в
своем дворе: пусть участвуют в играх, которые затевают девочки.
А еще лучше, если вы сами подадите им пример: прыгай с нами, прыгай,
как мы, прыгай лучше нас!
Прыгалки подбираются по росту. Если они длинны, можно несколько
раз обмотать веревку вокруг кистей рук. Определяют нужную длину
скакалки так: нужно встать на ее середину, расставив ноги на ширину
плеч, и натянуть скакалку вдоль тела. Концы должны быть на уровне
пояса. Если нет специальной скакалки, можно приспособить обычную
веревку, но не слишком легкую.
Специалисты советуют: прыгать следует невысок», на носках, в ритме
движения скакалки (по возможности без остановок). Приземляться легко,
сгибая ноги в коленях.
Вначале прыжки выполняются в медленном темпе, а затем темп возрастает.
Прыгать можно на обеих ногах, на одной ноге, с чередованием ног,
немного сгибая при этом колено, свободно или высоко поднимая его
или «откидывая» свободную ногу вперед или назад.
Можно прыжки чередовать — два прыжка на двух ногах, затем два на
одной и т. д. Можно выполнять прыжки бегом и имитировать бег на
месте… Эти упражнения самые простые. Тот, кто овладеет ими, может
сам составлять комбинации.
Приглядимся к тому, как скачут наши дети. Возможно, нам удастся
внести разнообразие в их забаву, если мы подскажем им, что прыгать
можно: на одной ноге; то на одной ноге, то на другой; «и двумя ногами
вместе»; вдвоем через одну прыгалку, вращая ее вместе (можно при
этом держаться друг за друга свободными руками, можно прыгать лицом
друг к другу, можно спиной); вдвоем через одну прыгалку, но так,
чтобы вращал ее один; целой компанией: двое вращают длинную прыгалку,
а остальные или поодиночке, или парами прыгают

Когда на улице дождь

На улице вот уже несколько часов идет дождь, а Ваше чадо не
находит себе места от скуки. Доставьте радость своему ребенку и
себе заодно — поиграйте вместе. Не знаете, во что? Посмотрите ниже,
предлагаю игры не просто интересные, но и полезные.

Для начала предлагаю 12 отличных идей для совместных игр родителей
и детей, которые помогут развить у ребенка выдержку и умение сосредоточиваться.
1. Солнце. Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно
(один штрих делает ребенок, следующий — мама или папа и т.д.) пририсовать
к солнцу как можно больше лучей (от 3 лет).
2. Змея. Нарисовать большую змею. Теперь нужно разрисовать змеиную
кожу, поочередно нанося разноцветными фломастерами узор из звездочек,
точек, волнистых и зигзагообразных линий и т.д. (от 4 лет).
3. Лужок с цветами. Немного увлажнить акварельные краски. Смочить
в краске пальцы (каждый палец — своей краской) и на листе бумаги,
ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки
цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков (от 4 лет).
4. Железная дорога. Нарисовать фломастером поезд. Затем «посадить»
в каждый вагон какое-нибудь животное — в один, например, слона,
в другой утку и т.п. Родители и ребенок рисуют поочередно или вместе
(от 5 лет).
5. Поиск. Сообща рассматривать книжку с картинками. С первой картинки
начинается игра: «Я вижу что-то, оно красное! Что это?» Когда это
что-то будет найдено, поменяться ролями (от 3 лет).
6. Выдумывать истории. История, которая рассказывается в книжке
с картинками, изменяется: к картинкам сообща придумываются новые
события (от 5 лет).
7. Вылепить ежика. В парке или лесу насобирать коротких тонких палочек.
Сделать из пластилина короткую толстую колбаску и воткнуть в нее
собранные палочки: получится ежик (от 3 лет).
8. Узор-сюрприз. Из большого куска бумаги вырезать квадрат. Сложить
треугольником. Теперь на сгибе вырезать узоры: клинья и дужки. Бумага
складывается снова и снова, каждый раз добавляются новые узоры.
Под конец развернуть бумажный лист (от 4 лет).
9. Фальшивомонетчик. Положить под бумагу разные монеты. Закрасить
карандашом — монеты «проявятся». Затем вырезать бумажные монеты
и склеить соответствующие стороны (от 5 лет).
10. Сортировать карты. Колоду игральных карт разложить по мастям
или достоинству (от 3 лет).
11. Цепная реакция. Костяшки домино установить на короткое ребро
одну за другой. Прикоснуться к последней в ряду — все костяшки попадают.
Или строить из них как можно более высокую башню (от 4 лет).
12. Тренировка памяти. На подносе укладываются шесть различных небольших
предметов, например игрушечный автомобиль, конфетка, карандаш, точилка,
расческа, ложка… В течение короткого времени ребенок запоминает,
что лежит, потом поднос чем-нибудь накрывают. Что под покрывалом?
Затем поменяться ролями (от 4 лет).

Вы считаете, что Ваш ребенок  уже достаточно
развит и нуждается в простых незамысловатых удовольствиях? Что же,
вполне разумно. А вот вам и идеи для такого времяпрепровождения.

1. Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и
бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3
лет.
2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово.
Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум.
Потом меняемся ролями. От 4 лет.
4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и
лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим
компрессы и т.д. От 3 лет.
5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4
лет.
6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное
имя. От 2 лет.
7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец,
по самому краешку ковра. От 3 лет.
8.  Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С
некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое
попадание приносит очко. От 3 лет.
9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей,
которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это — дом ведьмы,
в котором один из игроков — ведьма — подстерегает добычу. Остальные
ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все
очень быстро удирают. От 2 лет.
11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат
по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят
его на поводке по всей квартире. От 2 лет.
13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой.
Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.
14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу — монетку.
Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что
должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?» От 3 лет.
16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем
на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить
по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта
фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем
и подаем на стол. От 3 лет.
18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его
найти. От 2 лет.
19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов.
Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом
трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.
21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире
друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать,
например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной
книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого
игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой
внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.
От 3 лет.
24. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше
и качают. От 5 лет.
25. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их
теннисным мячиком. От 2 лет.
26. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на
кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
27. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату.
Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5
лет.
28. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим
кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца.
Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От
5 лет.
29. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели
как можно дальше. От 3 лет.
30. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом
в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова,
первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь
одна за другой. От 2 лет.
31. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых
животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки.
От 5 лет.
32. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога
или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
33. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем
из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или
в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
34. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые
играют детей и наоборот. От 2 лет.
35.Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его
на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник
из кусочков. От 5 лет.
36. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом
сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем.
От 5 лет.
37. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие
должны ее узнать. От 3 лет.
38. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
39. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем
по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.
40. Омлет. Из желтой цветной бумаги вырезаем круг размером с тарелку,
складываем пополам. Это омлет. Наполняем его разнообразными мелочами
(например, старыми фотографиями, неожиданными картинками, ароматными
лепестками цветов, изюмом или монетками на счастье). Омлет подаем
на тарелке и предлагаем собравшимся членам семьи в виде закуски
перед едой. От 3 лет.
41. Опустошаем кошелек. Все монетки из кошелька высыпаем на стол
и сортируем. От 3 лет.
42. Пинг-понг в комнате. Садимся на пол. При помощи картонки бьем
шариком от пинг-понга о стену. От 3 лет.
43. Подбрасываем воздушный шарик. Хорошо надутый воздушный шарик
подбрасываем в воздух. Указательным пальцем нужно подталкивать его
вверх, не давая упасть. От 4 лет.
44. Ползаем на спине. Ложимся на спину и передвигаемся по комнате,
стараясь ничего не задеть. От 4 лет.
45.Придумывает прически. Приносим банты, заколки и обручи для волос.
Друг другу делаем необычные, фантастические прически. От 4 лет.
46. Принц и принцесса. Из золотой бумаги клеим короны и надеваем.
От 3 лет.
47. Процарапанные картинки. Закрашиваем поверхность бумаги цветными
восковыми карандашами, сверху — черной краской. Каким-нибудь предметом
процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный
фон проступила цветная основа. От 4 лет.
48. Прячем конфетки. Все, кроме одного игрока, выходят из комнаты.
Оставшийся прячет там десять конфеток, затем снова зовет остальных.
Победит тот, кто найдет больше конфет. От 2 лет.
49. Птицы летают высоко. Игроки барабанят пальцами по краю стола.
Каждый по очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает
— все поднимают руки вверх, если не летает — продолжают барабанить.
Если кто-то ошибется, то отдает свой фант. От 3 лет.
50. «Раздуваем» картинки. Набрызгиваем на бумагу разную краску,
добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные
пятна. От 3 лет.
51. Рассказываем истории. Один начинает рассказывать историю. На
середине его прерывают, и следующий должен продолжить рассказ. От
4 лет.
52. Рассматриваем фотографии. Придумываем и рассказываем истории
к фотографиям. От 2 лет.
53. Рисуем музыкальные картинки. Включаем музыку. На листе бумаги
рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой. От
4 лет.
54. Рисуем на ткани. Текстильными красками разрисовываем ткань,
например старую футболку или простыню. От 3 лет.
55. Рисуем человечков. Мочим палец. Затем обмакиваем его в тушь
и прижимаем к бумаге. Из отпечатка рисуем человечка: дорисовываем
лицо, руки и ноги. От 5 лет.
56. Рисунки с продолжением. В центре листа бумаги ставим красную
точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок. От 4 лет.
57. Рушим башню. Из коробочек или кубиков строим башню. С некоторого
расстояния пытаемся ее разрушить шариком от пинг-понга. От 2 лет.
58. Скачки. Скачем на туго надутом воздушном шаре, пока он не лопнет.
От 2 лет.
59. Складные картинки. Рисуем на бумаге голову, отгибаем назад и
передаем другому, который рисует живот и руки и снова передаем,
  он дорисовывает ноги и ступни. Разворачиваем и смотрим рисунок.
От 4 лет.
60. Слепая курица. С закрытыми глазами пытаемся пройти из одной
комнаты в другую, ничего не задев. От 3 лет.
61. Смеяться запрещено. Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая
ему всякую чепуху. Его задача — остаться серьезным. Кто дольше выдержит?
От 3 лет.
62. Сооружаем домик. Накрываем стол большой скатертью или покрывалом.
Забираемся под стол. Главное — не забыть провиант. От 2 лет.
63. Соревнование скороходов. Все надевают очень большую по размеру
обувь и бегут наперегонки через всю квартиру. От 2 лет.
64, Сортируем кубики. Все кубики сортируем по цвету и форме. От
2 лет.
65. Ставим ворота из крышечек от бутылок. Устанавливаем коридор
из нескольких ворот. Для этого составляем по две крышечки друг с
другом. Проталкиваем пальцем монетки через ворота. От 5 лет.
66. Считаем машины. Смотрим в окно. Заключаем пари, сколько машин
(или сколько машин определенного цвета или модели) за какое-то время
проедут мимо дома. От 5 лет.
67. Считаем очки. Для тех, кто учится считать. Бросаем кости по
очереди. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. От 4 лет.
68. Танцы. Включаем музыку, затем танцуем, как сумасшедшие. От 2
лет.
69. Угадываем животных. Каждый изображает какое-нибудь животное.
Другие должны угадать — какое. От 5 лет.
70. Угадываем звуки. Один игрок закрывает глаза и пытается отгадать,
кто из других игроков только что храпел, бурчал или мяукал. От 4
лет.
71. Учимся прыгать. Как можно дольше про-прыгать на одной ноге.
От 4 лет.
72. Фигура-коврик. Из брюк, рубашки и ботинок выкладываем на полу
фигуру. Рисуем на бумаге подходящее по размеру лицо, вырезаем и
прикладываем. От 4 лет.
73. Футбол сидя. Два игрока садятся друг против друга и играют ногами
шариком от пинг-понга. От 2 лет.
74.Шляпки для пальцев. Из кружков клеим для каждого пальца свою
остроконечную шляпку. От 4 лет.
75. Щелкаем монеткой. Два игрока кладут монетку на стол и пальцем
стреляют монеткой от одного к другому. От 4 лет.
76. Что-то, чего ты не видишь. Загадываем какую-нибудь цветную вещь
в комнате. Называем цвет и просим угадать этот  предмет. От
4 лет.

    А вот что еще можно набезобразничать
со скучающим ребенком.

Например, в мгновение ока с помощью скатерти и полотенец превратить
стол в пещеру, где так уютно можно спрятаться ото всех. Или превратить
детскую в остров сокровищ, а детей в кладоискателей, для чего родителям
надо запрятать в разных местах какие-нибудь новые игрушки (куколки,
машинки, воздушные шарики и т.д.). Конечно, беспорядка будет не
мало. Зато ребенок будет доволен, да и нервы свои   сбережете.
А убраться — что  ж, сразу после игр можно и убраться.

И двухлетние малыши, и первоклашки очень любят разные коробочки,
шкатулки и ящички, набитые всякой всячиной, в которых порыться —
одно удовольствие. Случай, фантазия, пристрастия и возраст ребенка
помогут сделать из этого немудреного занятия нечто увлекательное
(только не оставляйте без присмотра детей младше трех лет, чтобы
они случайно не проглотили какой-нибудь мелкий предмет).

• Сортируем безделушки. Достаем из коробки пуговицы, орешки, катушки
из-под ниток и сортируем. То же относится и к каштанам, морским
камушкам и ракушкам, привезенным из отпуска или принесенным с последней
прогулки. Советуем заранее запастись пустыми коробочками и баночками
(с двух лет).

• Считаем деньги. Вытряхиваем мелочь из кошелька и учимся ее считать.
Можно изучить содержимое маминой сумки (предварительно удалив из
нее все мало-мальски опасное: таблетки от головной боли и т.д.)
(с двух с половиной лет).

• Приводим в порядок фотографии и картинки. Семейные фотографии
и снимки, сделанные в отпуске, внимательно рассматриваем и раскладываем
по порядку (детям давайте вторые экземпляры, которые не жалко испортить).
То же можно сделать и с изображением зверей, игрушек и детей из
каталогов и иллюстрированных журналов.

Малышам доставляет огромное удовольствие помогать маме в ее домашних
делах. Это, конечно, замедляет  работу,  зато ребенок
при деле.

• Загружаем стиральную  машину. Пусть малыш подает маме приготовленное
для стирки белье или даже сам загрузит его в машину — с этим справится
даже полуторогодовалый кроха.

• Наводим чистоту. Влажной тряпочкой или губкой протираем неполированные
двери, дверцы шкафов или полы. Можно также заняться протиркой игрушечных
машинок, кукольных домиков, корабликов (с трех лет). Дети помладше
могут смахивать пыль мягкой щеточкой.

• Печем пироги. Замесим теста немного больше, чем требуется. Небольшую
порцию отложим в специальную пластиковую миску. Выделим ребенку
немного какао, тертых орехов, кокосовой стружки и дадим ему ложку.
Детские пирожки выпечем отдельно на маленьком противне (с трех лет).

Если снабдить малыша красками, клеем, бумагой и детскими ножницами
(с круглыми концами), он получит огромное удовольствие, даже если
ему еще нет и трех лет (ножницы можно давать, начиная с трех лет).
Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка
взрослую рубашку или тенниску в качестве рабочего халата. Пользуйтесь
водорастворимым клеем, не содержащим химических растворителей (он
не даст ядовитых испарений и легко отстирывается).

Рисуем деньги. Положите монетку под листок бумаги и заштриховывайте
ее карандашом, пока не проявится изображение монетки. Аккуратно
вырежьте изображение (с трех лет).

• Изготавпяем печатки. Для изготовления печаток годятся пробки,
четвертушки картофелины. Налейте  много краски (для рисования
пальцами), смочите печатку и затем прижмите ее к бумаге или поверхности
коробки. Рисунок печатки родители могут вырезать ножом на картофелине
или пробке (с двух с половиной лет).

• Делаем коллаж. Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки
и наклеиваем их на бумагу или картон (с двух с половиной лет).
Малыши постарше могут картинки вырезать самостоятельно (с трех лет),

• Создаем ландшафты. Можно, например, взять вату, кусочки белой
кальки, клейкой ленты для блесток, пенопласта, маленькие веточки
и камушки в качестве деревьев и скал и создать зимний ландшафт.
Для подложки используйте твердый картон. Можно также изобразить
страну динозавров, дремучий  лес, летнюю лужайку (с трех с
половиной лет).

• Изготавливаем витражи. Вместе с ребенком разрисуйте в детской
оконные стекла легко смывающимися красками (с трех с половиной лет).

• Лепим фигурки из соленого теста. Взять по две части муки и воды
и одну часть соли. Смешать муку с солью, добавить воду и замесить
тесто (с вашей помощью). Тесто быстро засыхает, поэтому его нужно
замешивать небольшими порциями. Теперь можно вылепить, например,
продукты для магазина или игрушечной кухни или иные фигурки. Фигурки
помещаем в духовку и высушиваем три часа при температуре 100 градусов,
а затем раскрашиваем плакатными красками (с трех лет).

• Пишем письма. Письмо бабушке с дедушкой, лучшей подруге или другу
просто рисуется и заклеивается (с четырех лет).

• Строим город. Это игра с продолжением. Возьмите старую однотонную
скатерть или простыню, разложите на полу, прикрепите углы к полу
с помощью клейкой ленты или придавите их каким-нибудь грузом. Толстым
фломастером нанесите главные магистрали. Пусть ребенок дорисует
остальное, позже он сможет расположить на этом полотне фигурки и
машины и играть с ними (с четырех лет).

• Вышиваем на картоне. Картонные карточки можно купить готовые,
но можно сделать и самим. На кусочках картона предварительно шилом
нанесите дырчатый рисунок. Затем дайте карточки ребенку: пусть он
толстой штопальной иглой с   пестрой шерстяной ниткой или шнурком 
«вышьет» обозначенный дырочками рисунок (с трех лет).

• Нанизываем «бусы». Макароны или бельевые прищепки (а если есть,
то и ракушки, крупные деревянные или пластмассовые бусины) очень
удобно нанизывать на ботиночные шнурки с твердыми наконечниками
(с трех лет).

• Готовим сюрпризы. Можно превратить всякие мелочи в большие подарки
для друзей или родителей. Например, пусть малыш сам завернет леденец
в фольгу, сверху прикрепит свой рисунок, все это обернет газетной
бумагой, положит сверху воздушный шарик и т.д. И в завершение можно
завернуть все в красивую оберточную бумагу (с трех с половиной лет).

Это приятное занятие чревато тем, что вокруг все будет мокро. Поэтому
лучше всего перенести игры в ванную комнату. Если после игры вы
собираетесь ребенка купать, советуем разрешить ему поиграть в нагретом
помещении голышом.

• Стираем кукольную одежду. Можно устроить купание кукол. Для этого
поставьте на пол пластиковый тазик с чуть теплой водичкой, добавив
немного шампуня (с двух с половиной лет).

• Пускаем кораблики. Сложенные родителями из бумаги лодочки или
маленькие игрушечные пластмассовые    кораблики пускаем 
в плавание в пластиковом тазике,  стоящем на полу (с 
2 лет)

Материал использован с сайта Раннее
развитие