Galina Kovalenko | Books Page


    Этапы грудного вскармливания.

        Новорожденный ребенок переходит от одного способа питания
к другому. Находясь во чреве матери, он получал все питательные
вещества через пуповины, а после рождения  он получает относительную
автономию  и начинает питаться из материнской груди, которая, по
сути, является продолжением пуповины. Когда же он начнет становиться
способным питаться  той же пищей, что и взрослые? Приведем основные
этапы грудного вскармливания и примерные сроки их  появления.

         Этап исключительно грудного вскармливания . Начинается
с момента первого прикладывания и продолжается до появления у ребенка
интереса к воде и пище взрослых, что происходит примерно к 5-7 месяцам.
За это время созревают ферменты желудочно-кишечного тракта, и происходит
подготовка пищеварительной системы к возможности знакомства с новой
пищей.

          Этап знакомства с новой пищей    — начинается  с появлением 
стремления ребенка  попробовать  пищу, которую употребляют взрослые.
Этот этап  имеет педагогическое значение, поскольку новая пища пока
еще не служит  для удовлетворения  энергетических потребностей ребенка.
В это время пищеварительная  система еще не готова к усвоению другой
пищи кроме грудного молока. Знакомство с пищей взрослых может продолжаться
до 8-12 месяцев.

           Этап переходного питания    —  начинается от начала   
немолочного питания до формирования способности питаться рационом,
используемым для  общего стола. Примерно в 8-12 месяцев у ребенка
появляется потребность не только попробовать какой –либо продукт,
но и насытиться им. С этого времени он начинает использовать новую
пищу в качестве источника энергии, солей, витаминов. В дальнейшем,
к 1году3 месяцам- 2,5 годам ребенок постепенно замещает грудные
кормления другой пищей и сохраняет 2-3 прикладывания к груди в основном
в ночное время.

           Этап отлучения от груди   —   начинается в период между
1.5 и 2 годами, когда ребенок  практически полностью переходит на
общий рацион, но сохраняет до 2 прикладываний к груди. Как правило,
он совпадает с инволюцией молочной железы и заканчивается полным
отказом ребенка от грудного вскармливания.

            Если введение прикормов и отлучение от груди вписывается
в схему, предусмотренную природой, то прекращение грудного вскармливания
и для матери и для ребе6нка происходит безболезненно.

Пищевое поведение ребенка от месяца к месяцу.

Пищевое поведение ребенка относительно грудного вскармливания,
его отношение к матери и материнской груди, претерпевает изменения
по мере его роста. Трехмесячный малыш  сосет  грудь уже не так,
как сосал новорожденный. Начиная с 5-6 месячного возраста у малыша
появляется интерес к пище,  которую едят взрослые и у него появляется
пищевое поведение, направленное на адаптацию к новой пище. Эти изменения
происходят  постепенно и их можно проследить от месяца к месяцу.

        1 месяц

        Грудное вскармливание.

        Вскармливание исключительно грудное, по требованию, хаотичное.
Малыш может много времени проводить под грудью, посасывать ее в
течение 1-1,5 часов. Нуждается в прикладываниях и сосании груди
во время сна. Совместный сон с мамой в сочетании с беззаботным непрерывным
посасыванием материнской груди  вызывает у ребенка чувство безопасности,
необходимое для формирования  полноценной  уравновешенной психики.

         2 месяца

         Вскармливание исключительно грудное, по
требованию ребенка. Малыш  пока еще  прикладывается к груди хаотично,
без выраженного режима.  Прикладывания, необходимые малышу для психоэмоционального
комфорта, могут происходить  до 4 раз в час. В то же время полноценные
кормления могут происходить примерно через  40 минут- 3,5 часа.
Из них 3-5 ночных кормлений и 8-20 дневных прикладываний, из которых
примерно 5-7 являются полноценными кормлениями. Малыш, как правило,
нуждается в обязательном прикладывании к груди перед  засыпанием 
и во время пробуждения.

       Работа пищеварительной и выделительной
системы.
Остаются срыгивания, частый  стул (от 3 до 6-7
раз в день) и частые мочеиспускания (через каждые 15-20  минут).
Малыш с этого возраста способен спать сухим и просыпается, чтобы
его высадили. Иногда бывают неудачи, но уже ясна тенденция:  контролируемое
или нет мочеиспускание. Стул  может быть как частым 5-8 раз, так
и редким 1-2 раза в день и даже через день. С этого  момента малыш
полностью контролирует дефекацию и по большому ходит только в таз.

       Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного
вскармливания.
В этом возрасте  малыш чувствует себя
единым целым с мамой. Поэтому он стремиться  к постоянному контакту
с ней   и много находится на руках.  Хорошо заметно, что он не способен
разделить свое  “Я” и персону матери. Ребенок чувствует себя комфортно,
когда  находится при ком-то и вместе  с ним участвует во всех делах.
Находясь при маме, ребенок не требует к себе особого внимания, он
спокойно и терпеливо относится ко всем

перемещениям и переменам поз наблюдая за происходящим вокруг. Он
дает о себе знать только тогда, когда почувствует дискомфорт или
какую-либо потребность. Освободившись от дискомфорта и удовлетворив
свои потребности ,он опять освободит  внимание взрослого для других
дел.

Таким образом, находясь постоянно при маме ребенок получает
информацию о внешнем мире  и знакомится с различными понятиями.

          3 месяца

         Вскармливание. Устанавливается режим
кормлений, их всего 6-8 в течение дня и 2-4  ночью. Сохраняются
частые прикладывания, но необходимость в них   появляется реже. 
Может появиться длительный ночной перерыв  в кормлениях, примерно
5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще   ночной перерыв
в кормлениях  составляет 2,5-3,5 часа. К этому   возрасту тело грудного
младенца округляется и становиться наполненным.

         Работа пищеварительной  системы.
У малыша  налаживается регулярный стул в виде  сметанообразной
массы. Он появляется ежедневно примерно в одно и то же время. Периодически
стул появляется реже: не ежедневно, а  1 раз в 2-3 дня. Это нормальное
явление, характерное для детей, находящихся исключительно на грудном
вскармливании. В этом случае ребенок не нуждается в клизмах и слабительных
средствах.

          Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного
вскармливания.
Малыш начинает проявлять терпение: может
немножко подождать, пока мама  достанет грудь, возьмет его на руки
и т.д. Но терпения ребенка хватает пока еще совсем не на долго.
В общем, трехмесячные дети веселы, спокойны и общительны независимо
от типа  темперамента. В этом возрасте  наступает тот приятный    
момент, когда   малыш во время кормления обхватывает ручками материнскую
грудь, что для мамы очень приятно.

          4 месяца

         Вскармливание  остается  исключительно грудным, без введения
воды и каких бы то ни было прикормов. Малыш начинает заметно реже
прикладываться к груди  и у него появляется довольно точный режим
кормлений. В этом возрасте у  малышей  стул может начать появляться 
1 раз в 2-4 дня, что при исключительно грудном вскармливании является
нормальным явлением.

С этого возраста при определенных обстоятельствах возможно введение
прикорма.

       Взаимоотношения  матери и ребенка  во время грудного вскармливания.
Малыш начинает прижимать материнскую грудь деснами, вызывая болевые
ощущения. Это первое действие ребенка, направленное на отделение  
своего “я”  от  “я” матери. Дискомфорт матери, ее поведение и даже
вскрик, дают ребенку понять, что мать и он это не одно и тоже –
они  чувствуют по-разному  и по-разному себя ведут.

         5 месяцев

         Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом
возрасте у малышей бывает    6-8 дневных кормлений и 2-3 ночных.
Ребенок, которого мать берет с собой за стол,  может начать проявлять
активный интерес к воде и пище взрослых, тянется к маминой ложке,
тарелке или чашке, настаивает на том, чтобы  и ему дали попробовать 
то, что пьют и едят. Это можно позволить сделать, давая лизнуть
все съедобные продукты,  которые употребляют в семье.

         Если ребенок  проявил активный пищевой интерес, значит,
наступило время первых педагогических прикормов.

 

         6  месяцев

        Вскармливание. Вскармливание остается грудным, но начинается  
введение педагогического прикорма. Изменяется режим кормлений. 
Наиболее активное сосание смещается на последние  2-3  часа перед
пробуждением после ночного сна.  Период дневного бодрствования малыша 
можно условно разделить на 2 периода: утренний, когда    насосавшийся
за ночь малыш редко прикладывается к груди, и вечер, когда прикладывания
становятся очень частыми. В общей сложности  может быть 6-8 дневных
кормлений и 3-4 ночных.

       Это возраст начала знакомства с пищей взрослых и введения
педагогического прикорма. У малыша   появляется активный пищевой
интерес, который состоит в желании попробовать   ту пищу, которую
употребляют взрослые. Пока еще ребенок  не нуждается в прикормах,
ему  вполне хватает материнского молока. Он только знакомится с
новой пищей, адаптируется к ней. Поэтому проявление активного пищевого
интереса не стоит расценивать как свидетельство нехватки молока 
и проявление у ребенка голода. Просто у малыша возникла потребность 
познакомиться с новыми продуктами, которые употребляют в его семье.

      Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.
Во   время кормления малыш начинает упираться ручками в маму, будто
отталкиваясь от нее (знакомство с телесными возможностями и начало
отделения своего  “я” от материнского “я”).

     7 месяцев

     Вскармливание. Сохраняется грудное вскармливание с педагогическим
прикормом. Малыш активно пробует  все со стола взрослых  и в течение
дня может непрерывно мусолить то баранку, то кусочек яблока, то
печенье и т.д. Режим кормлений остается прежним: 5-7 дневных и 2-4   
ночных.

    Работа пищеварительной системы. В связи с активным знакомством
с новой пищей   стул у малыша  появляется 1 раз в день или через
день. Это происходит, как правило, в определенное время: утром или
вечером.

    Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного  вскармливания.
Наступает   очередной этап отделения своего “я”  и малыш начинает
во время  кормления прикусывать мамину грудь.

   

  8  месяцев

     Вскармливание и работа пищеварительной системы. Меняется режим
кормлений.   Поскольку   малыш проявляет  высокую двигательную активность 
и очень занят освоением окружающего пространства, в дневное время
он забывает приложиться к груди. В связи с этим число дневных кормлений
может сократиться  до 4-6 раз. Сокращение дневных кормлений малыш
компенсирует за счет  увеличения частоты и продолжительности  ночных
кормлений до 2-5 раз.

     В этом возрасте можно ввести первый прикорм, т.е. дополнить
одно из дневных кормлений другой пищей. Такое смешанное вскармливание
всегда должно начинаться  или заканчиваться прикладыванием к груди. 
Желудочно-кишечный тракт ребенка пока еще не может самостоятельно
справиться  с новой пищей. Материнское молоко помогает ему  усвоить
инородную  пищу, поставляя  необходимые для этого ферменты. Грудное
вскармливание    помогает в усвоении  новых продуктов питания  и
облегчает переход ребенка на новую пищу.

     Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.
Малыш может начать щипаться (в частности, мамину грудь), если не
делал этого раньше, продолжая процесс  отделения своего  “я”  от
матери. В процессе этого осознания он делает попытки  самостоятельно
найти мамину грудь и достать ее, когда у него появилась потребность
приложиться.

     

        9 месяцев

      Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте  
одно из дневных кормлений можно  дополнять другой пищей, как и в
предыдущем месяце. Кроме этого у малыша может появиться потребность
в постоянном жевании. Это связано с тем,  что сейчас у него активно
развивается аппарат жевания (зубы и челюсти) и для полноценного
развития  требуется повышенная жевательная нагрузка. Поэтому  малышу 
следует регулярно давать для жевания кусочки твердого яблока, сухарики,
сушки и т.п.

      10 месяцев

     Вскармливание и работа пищеварительной системы. В этом возрасте
у малыша могут участиться прикладывания к груди. В дневное время
это 4-6 полноценных кормлений грудью и примерно столько же прикладываний
по разным поводам. В ночное время  присутствуют 2-4 кормления, причем
более активно  малыш начинает сосать грудь под утро. В течение дня
он постоянно что-то жует  и пробует пищу со стола, когда едят взрослые.

     Взаимоотношения матери и ребенка во время грудного вскармливания.
Продолжается процесс отделения личности ребенка от личности матери.
Малыш начинает более свободно  относиться к процессу грудного вскармливания.
Теперь он не только самостоятельно ищет. Но и вытаскивает материнскую  
грудь, поднимая у мамы рубашку или вынимая грудь из выреза ее платья.
Во время кормления малыш может  вынимать рукой грудь изо рта и вставлять
ее обратно, а также произвольно менять позу по своему усмотрению.
Теперь он может сосать грудь из самого невероятного  положения.

     11 месяцев

     Вскармливание и работа пищеварительной системы. Ребенок продолжает 
активно пробовать все со стола. В этом возрасте у ребенка может 
появиться 1-2 полноценных прикорма, которые также должны заканчиваться
прикладыванием к груди. У ребенка становиться меньше полноценных
дневных кормлений грудью (3-4), но появляется больше кратковременных
прикладываний, а также сохраняются   активные ночные кормления 
перед  пробуждением в период между 4 и 8 часами утра.

    12 месяцев

    Вскармливание.  Режим кормлений и сна остается неизменным.
Вскармливание преимущественно грудное с прикормом 1-2 раза в день.
При этом малыш часто прикладывается к груди и постоянно пробует
на вкус другую еду, не стремясь, однако наесться даже понравившимся
продуктом.

   После года.              

   После года малыши становятся активными едоками. Примерно к 1
году 3 месяцам  они уже кушают не только в соответствии со своим
режимом, но присоединяются к каждому  члену семьи, который сел поесть.
Примерно с 1 года и 4-5 месяцев малыши начинают активно пить воду.
Кроме этого они запивают пищу водой, делая это в процессе еды многократно.
Еще одна особенность: дети не могут   съесть порцию еды  спокойно
сидя за столом. Они поглощают еду двигаясь. Это выглядит так: мама
сидит и ест, а ребенок, подбегает к ней, берет кусочек пищи и убегает,
затем он глотает его и подбегает к маме за следующей порцией.

    Малыш очень свободно обращается с маминой грудью. Очень часто
малыш  подбегает    к маме и прикладывается к груди, буквально стоя,
на бегу. Он может взобраться к маме на руки и пососать подольше,
а может, приложившись на несколько секунд продолжить бежать по своим
делам. Если взаимоотношения между мамой и малышом очень доброжелательные,
если доступ к груди беспрепятственный, то ребенок    видит в материнской
груди и маминых объятьях полную гарантированную защиту от всех бед
и несчастий. Поэтому, если он упал, обижен или его укусила оса (даже!)
для успокоения  ему достаточно приложиться к материнской груди,
чтобы он забыл обо всех несчастьях.

    Основной суточный период грудного вскармливания смещается на
ночное время. Самый активный период сосания – это время между  4
и  8 часами утра.

Днем грудное вскармливание заключается в основном в прикладываниях
к груди. Полноценных кормлений в течение дня бывает всего 1-2  и,
как правило, они связаны с укладыванием спать и пробуждением во
время дневного  и во время ночного сна.

    Отлучение от груди.

    Оптимальные физиологические сроки отлучения от груди 1 год
и 3 месяца- 2 года и 6 месяцев. У матери постепенно происходит инволюция
лактации, изменяется качество молока, а у ребенка сокращается потребность
в абсолютной защите, грудное молоко постепенно замещается другой
пищей и наступает момент, когда мать уже готова    “убежать “ от
ребенка, а ребенок уже не очень-то и нуждается в прикладываниях
к груди.

    Перед моментом расставания наступает период чрезвычайно активного
сосания, которое буквально изматывает мать. Затем ребенок несколько
успокаивается и наступает момент расставания. Интересно, что момент
прощания с грудью мать переживает более эмоционально, чем ребенок. 
Она очень жалеет, что теперь между ней и малышом уже нет такой тесной
связи, что он уже не нуждается в ней так сильно, как было во время
грудного вскармливания.

Приведенные данные взяты из учебника
для подготовки консультантов по грудному вскармливанию, авторы Ж.В.Цареградская
и Е.М.Фатеева, рецензенты В.А.Таболин – заведующий кафедрой детских
болезней педиатрического факультета №2 Российского медицинского
университета, академик РАМН, И.М.Воронцов – доктор медицинских наук,
профессор. Отдельно данные опубликованы в журнале
“Наш
малыш” за январь 2000 года.