Я-мама!!!

Вступление

Когда я начинаю говорить о правильном или неправильном прикладывании
ребенка к груди,  то очень часто слышу такую фразу: «А что
вы имеете в виду? Разве можно сосать грудь неправильно?». Когда
я только начинала работать в качестве консультанта по грудному вскармливанию
особенно меня расстраивало, если я слышала эту фразу от медперсонала
роддома…

Прикладывание к груди – очень деликатная вещь. Через 20-30 минут
после рождения, когда у новорожденного появляется желание сосать,
малыш начинает искать грудь, открывает рот, делает кивательные движения
головой и пытается ползти в сторону соска. И в эти моменты, когда
инстинктивная сосательная активность ребенка еще ничем не испорчена,
правильно захватывают грудь и начинают продуктивно сосать только
30% детей! Остальным нужно помочь, подать грудь несколько раз, прежде
чем попытку можно будет назвать удачной.

В большинстве российских роддомов никто не прикладывает ребенка
после фазы релаксации. Сразу после рождения ребенку перерезают
пуповину, демонстрируют матери и уносят на “обработку”. В лучшем
случае малыш увидит маму через 2 часа, а скорее всего через 6-12
часов. Маме обычно говорится, что ребенок отдыхает после родов,
ему сейчас не до сосания.  В это время малышу обычно 1-2 раза
дается вода или смесь из соски. Это называется догрудным кормлением,
которое часто формирует привычку сосать  соску, а не грудь.
Врачи и медсестры обычно протестуют и говорят: «Мол, что за ерунда,
ничего страшного, потом будет грудь сосать, никуда не денется».
По моему опыту это не совсем так.

Приходя в послеродовое отделение, я постоянно встречаю детей в
возрасте 2х-3х дней жизни, которые даже не пытаются сосать грудь,
если она попадает им в рот. Малыш демонстрирует активное поисковое
поведение, открывает рот, вертит головой, иногда покрикивает. Если
я пытаюсь его  приложить к груди, он широко открывает рот,
но не пытается начать сосание. Бывает, что ребенок сразу же начинает
плакать, как только грудь вкладывается ему в рот. Очень часто встречается
ситуация, когда ребенок просто перестает широко открывать рот при
поисковом поведении. Такое поведение типично для детей, имевших
опыт сосания соски или пустышки.

Частенько наблюдается такая «замечательная» картина: сидит мама
над пластиковой роддомовской кроваткой, любуется на мирно спящего
малыша, сосущего пустышку, на которой написано “I love you, mama”.
( Последнее время в Москве очень часто встречаются такие пустышки).
Спрашиваю маму, сосет ли малыш грудь, на что мама отвечает, что
пару раз пробовала давать, но он как-то не очень…Вторые сутки после
родов…

Обычно, когда я начинаю маме рассказывать о том, что если периодически
давать ребенку сосать бутылочку с соской, то ребенок может отказаться
от груди, мама  говорит: «Да, из бутылочки легче сосать. А
тут (в роддоме) еще и дырки такие большие». Между тем дело совсем
не в дырках, и не в легкости сосания.

 Дело все в том, что при сосании соски ребенок делает принципиально
другие  движения. Грудь на самом деле сосать легче, так как
малышу «помогает» рефлективный процесс в мамином организме, сокращающий
гладкомышечные клетки вокруг долек железы и выталкивающий молоко
в проток. Благодаря этому рефлексу молоко  как бы впрыскивается
ребенку в рот. 

Здесь надо отметить, что младенцу необходимо сосать, чтобы избавиться
от чувства дискомфорта. Ребенку все равно, что сосать, все определяет
привычка. Широко распространено ошибочное мнение о том, что если
ребенку давать сначала грудь, а потом бутылочку, то от груди ребенок
не откажется. Многие мамы также считают, что если из бутылочки давать
ребенку только воду, чай или сок,  то малыш не откажется от
груди. На самом деле, совершенно не важно, когда и в каких количествах
он сосет соску или пустышку. Есть дети, которым для возникновения
проблем с прикладыванием к груди, достаточно пососать соску 1-2
раза.   Есть малыши, которые “внезапно”, начинают капризничать
у груди в 2-3 месяца. Есть дети, которые с удовольствием сосут все,
что им дают, но постепенно перестают прибавлять в весе.

Всемирная Организация Здравоохранения в своем бюллетене, посвященном
кормлению детей первого года жизни, высказывается по этому вопросу
следующим образом:

“У нормального новорожденного сосательные рефлексы, необходимые
для грудного кормления, достаточно сильны при рождении. Практика
подтверждает, что некоторые дети, рожденные на 32-й неделе беременности
весом всего 1200г  способны эффективно сосать грудь
еще до того, как они научаются сосать из искусственных сосок. Однако эти решающие
рефлексы могут быть слабыми, или вообще отсутствовать в случаях
слишком раннего прерывания беременности, у детей с чрезвычайно низким
весом при рождении, а также у больных детей… … Однако, наиболее
частыми причинами пониженной эффективности этих рефлексов являются
применение седативных или обезболивающих препаратов при родах и  вмешательство в процесс обучения после родов. Инстинктивные
движения ребенка должны закрепиться в правильное поведение в послеродовый
период. Использование других оральных объектов, сосок или пустышек
в этот период может создать условия для возникновения у ребенка
других ротовых движений, неприемлемых для кормления грудью.

   …. для успешного становления грудного кормления, факторы, снижающие
продолжительность, эффективность и частоту сосания груди ребенком,
должны устраняться любым доступным способом. К этим факторам относятся:
ограничение времени кормления, кормление по расписанию, неудобное
положение при кормлении, использование других оральных объектов,
получение ребенком других жидкостей, например воды, сахарных растворов,
овощных или животномолочных продуктов.”

Для формирования полноценной лактации у матери, для длительного
и успешного грудного вскармливания, значение правильного прикладывания
— огромно.

Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на
достаточную выработку молока. Только при правильном прикладывании
малыш может высасывать молока столько, сколько ему необходимо. Только
правильное прикладывание не вызовет у матери никаких неприятных
ощущений во время кормления и никогда не приведет к необходимости
прерывать кормление из-за болезненных ощущений, т.к. их просто не
будет.

Что же такое правильное прикладывание ребенка к груди?

Ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном “бодательном”
движении головкой, поднимающем грудь, и затем как бы накладывая
ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладываемым
под грудь опущенным, но не высунутым языком. Необходимо, чтобы этот
захват был полным и глубоким настолько, чтобы сосок находился во
рту ребенка почти на уровне мягкого неба, т.е. сосок вместе с ареолой
фактически должны заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого
захвата необходим очень широко раскрытый рот, и если у малыша 
не получается сразу правильно раскрыть рот, то можно помочь ребенку,
проведя соском по его нижней губе, вызывая рефлекторное движение
губ и раскрытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую
грудь будет ее лизание и только потом уже захват.

При правильном захвате груди у ребенка сохраняется
широко раскрытый рот, сбоку видно, что нижняя губа полностью
вывернута (ее выталкивает передний край языка, лежащий на нижней
челюсти). Ареола полностью входит в рот ребенка, если она маленькая.
Если ареола большая, то захват ее практически полный, несимметричный.
Снизу ребенок захватывает ареолы больше, чем сверху.

Эффективность сосания определяется не через создание отрицательного
давления, а через ритмичный массаж ареолы, осуществляемый движениями
языка ребенка.

Бутылочку любой формы и с любым размером дырочки ребенок сосет
также, как взрослый сосет из соломинки: путем создания отрицательного
давления. Язык в сосании из бутылочки не участвует. Доящих движений
языка нет. Язык обычно находится за нижней челюстью. Поэтому, когда
к ребенку, привыкшему сосать бутылочку в рот попадает грудь, он
не знает, что с ней делать. В крайнем варианте неправильного прикладывания
сосок попадает между челюстями, ребенок сосет грудь также, как бутылочку.
Если сосок находится между челюстями, мама обычно испытывает довольно
сильные неприятные  ощущения. Выраженность болевых ощущений
зависит от толщины кожи ареолы и индивидуальной чувствительности
женщины. Но в любом случае очень быстро сосок травмируется и часто
уже на вторые сутки после родов при неправильном прикладывании появляются
ссадины, которые переходят в трещины, если прикладывание не исправляют. 
Эта ситуация настолько обычна, что многие женщины считают образование
трещин неизбежным злом, сопутствующим грудному вскармливанию.

Очень “коварным” оказывается безболезненный вариант неправильного
прикладывания.   В этом случае собственно сосок попадает 
за челюсти и лежит на языке вместе с незначительной частью ареолы.
Ребенок его и сцеживает… В этом случае маме не больно, т.к. сосок
ребенок не прикусывает. Малыш даже получает какие-то количества
молока. Но грудь не получает достаточной стимуляции и хорошо не
опорожняется. Это постепенно приводит к уменьшению количества молока. 
Обычно ребенок в этом случае не очень хорошо прибавляет в весе.
Или наблюдается постепенное уменьшение прибавки. Например, в первый
месяц ребенок прибавил 900г, во второй – 600, в третий – 450. Если
при этом ребенок соматически здоров, кормится по требованию, ничего
не сосет кроме груди, то вероятнее всего имеет место безболезненный
вариант неправильного прикладывания.

Если женщина никогда  не видела , как должен сосать ребенок,
если ей никто не показывал, как правильно подавать ребенку грудь
и как он должен сосать, как контролировать качество прикладывания
во время сосания,  очень велика вероятность, что сама она приложит
малыша не совсем правильно и не сможет обучить его правильному поведению
у груди. Она ведь не знает, что тут чему-то надо учиться…

В те далекие времена, когда грудное вскармливание в нашем обществе
было обычным явлением, а не редким исключением, каждая женщина могла
помочь начинающей кормить матери, исправить ее ошибки, показать
необходимые приемы.

В настоящее время большинство женщин не имеют возможности учиться
материнству практически. Многие читают разнообразные журналы или
книги для родителей, а потом пытаются ухаживать за своим младенцем
и кормить его, основываясь на полученных теоретических знаниях.

К сожалению, правильному прикладыванию ребенка к груди невозможно
научиться по книгам, журналам и картинкам. Необходимо практическое
обучение. В роддомах, где появляется на свет большинство современных
младенцев в индустриально развитых странах, никто  таким обучением
не занимается. Подавляющее большинство медработников не имеют необходимых
для этого знаний. То, что необходимо для успешного обучения другой
женщины – это прежде всего личный положительный опыт грудного вскармливания.
Медицинские сестры и акушерки, как и большинство современных женщин,
такого опыта не имеют. Неправильное прикладывание, будучи широко
распространенным явлением, не вызывает никакого беспокойства со
стороны медперсонала. Женщинам  даются только рутинные рекомендации
по залечиванию ссадин или трещин, если таковые имеются. Если же
у малыша и мамы безболезненное неправильное прикладывание и связанный
с ним недостаток молока, то проблема решается назначением докорма
и заканчивается стремительным переходом на искусственное вскармливание.,
т.к. докорм дается из бутылки с соской. К проблеме неправильного
прикладывания присоединяется отказ от груди.

Что же делать женщине, прикладывая своего малыша к груди?

Постарайтесь найти кого-нибудь, кто умеет кормить ребенка грудью.
Если нет возможности найти консультанта по грудному вскармливанию
( в странах Европы , Северной Америки, Австралии это не проблема)
, пусть это будет мама, кормящая не первого ребенка, следившая за
качеством прикладывания, кормившая  долго, не использующая
сосок и пустышек, никогда не имевшая и не имеющая проблем с сосками
(ссадины, трещины). Понаблюдайте за тем, как она подает ребенку
грудь и как ее малыш сосет. Это может быть ваша соседка по палате.

Если вы испытываете неприятные или болезненные ощущения во время
сосания ребенка, а медперсонал не может ничего исправить своими
манипуляциями, попробуйте найти маму, не испытывающую неудобств
при кормлении и проконсультируйтесь с ней.

Оптимальный для мамы вариант, когда ее обучает прикладыванию 
женщина, имеющая большой практический опыт и умеющая отличать различные
варианты прикладывания при разных формах соска. 

Например, при первом взгляде на двух кормящих соседок по палате,
особенно с расстояния в один метр, может показаться, что у одной
мамы все хорошо, а у другой захват не очень глубокий. Но при ближайшем
рассмотрении оказывается,  что у первой мамы захват получился
недостаточный, хотя маме и не больно, ребенок на самом деле лижет
сосок и рот открыт недостаточно широко. Малыша надо будет переучивать
и маме следить за качеством прикладывания. В другом случае выясняется,
что хотя у малыша очень маленький ротик, а у мамы большой сосок,
малыш очень хорошо высунул язычок, правильно его расположил и отлично
сцеживает грудь.

При прикладывании ребенка постарайтесь следовать  общим
рекомендациям:

1. Вкладывайте грудь ребенку ТОЛЬКО В ШИРОКО ОТКРЫТЫЙ РОТ! Не пытайтесь
протолкнуть сосок в полуоткрытый ротик, скорее всего ребенок зажмет
его челюстями или он возьмет его недостаточно глубоко.

2. Старайтесь действовать быстро, т.к. широко открытым ребенок
держит рот секунду-две. Если вы не успели, дождитесь следующего
раза. Помогите малышу открыть ротик, проводя соском по нижней губке
несколько раз подряд.

3. Проявляйте терпение. Очень часто я наблюдаю такие мамины действия:
мама берет малыша, пытается его приложить, ребенок проявляет активный
поисковое поведение, вертит головой. Мама говорит: ”Он не хочет!” 
Инстинктивное поведение ребенка, направленное на поиск соска мама
воспринимает, как отрицательный ответ взрослого человека! Или, например,
очень часто бывает, когда мама соском дотрагивается до нижней губки
ребенка, он сжимает ротик. Мама опять сразу же говорит, что ребенок
не хочет сосать. А между тем, если бы она продолжила предложение,
то малыш обязательно открыл бы рот. Ведь ребенок еще не понимает,
что от него хотят. Он не знает, что от него ждут открывания рта.
Большинству детей для формирования устойчивого навыка правильного
захвата соска, в ответ на мамино предложение, требуется не менее
двух недель!

4. Очень часто, захватив грудь правильно, младенец во время сосания
сползает на кончик соска и начинает его прикусывать. У мамы появляются
болезненные ощущения, но она их терпит. Болезненное сосание терпеть
недопустимо! Ребенок не знает, что он сосет неправильно! Его необходимо
научить правильно сосать. Если малыш начинает сползать на кончик
соска, грудь необходимо правильно забрать (разжав малышу челюсти,
быстро засунув кончик пальца в уголок рта) и подать заново.

5. Обычно ребенок сползает на кончик соска в том случае, если во
время сосания он не касается носиком груди. В большинстве роддомов
рекомендуют грудь над носиком придерживать пальцем, чтобы легче
было дышать. Но ребенок ощущает грудь лицом! Он должен касаться
груди носиком во время сосания. Такое положение должно сохраняться
во время всего сосания и в любом возрасте малыша. Если он не касается
носиком груди, новорожденный  не знает, что он уже на “месте”,
и может совершать поисковые движения с соском во рту! Его мама тут
же говорит, что ребенок не хочет сосать.  Носик малыша так
устроен, что кончиком он делает в груди “ямку” и дышит через маленькие
треугольные щелочки у крыльев носа. Поэтому нет никакой необходимости
придерживать грудь пальцем над носиком. Мало того, что этот маневр
портит прикладывание, он еще способствует возникновению лактостазов
в верхних долях железы, т.к. мама своим пальцем пережимает протоки
и затрудняет отток молока.

Малышу нельзя позволять оттягивать сосок или пропускать его между
челюстей туда-сюда. Необходимо придерживать головку при попытках
оттянуть сосок. И забирать грудь, если малыш начинает “баловаться”,
причиняя маме боль. Ребенку более старшего возраста нельзя позволять
поворачивать голову с соском во рту, если ему хочется посмотреть
на какой-то предмет. Малыш должен следить за интересующим предметом
только глазами. Или должен отпустить грудь и повернуть голову, если
это ему так необходимо.

6. Отдельно хочу отметить “неудобные” формы соска – плоские соски,
втянутые, длинные, толстые. Любой новорожденный, способный сосать,
может приспособиться к любой форме соска своей матери. Мама, имеющая
сосок “нетрадиционной” формы должна проявить больше терпения и настойчивости
в обучении ребенка правильному сосанию. И она должна постараться,
чтобы ее малыш никогда не получал других “оральных объектов”, т.к.
они в любом случае покажутся ему более удобными для сосания, чем
материнская грудь.

7. Для мамы с плоскими и втянутыми сосками очень важен момент втягивания
ребенком груди в рот. Если малышу в рот попадает бутылка, пустышка
или соска, он перестает делать втягивающее дижение. И соска и пустышка
и так вытянуты, их не надо втягивать дополнительно. Поэтому, когда
малышу в рот попадает мамин плоский сосок, он просто открывает рот
и ждет, не пытается его втянуть. Маме с плоскими или втянутыми сосками
надо постараться не допустить попадания в рот ребенку других объектов
для сосания. При необходимости можно давать докорм или свое сцеженное
молоко из ложечки, шприца или пипетки.

Если у мамы длинные и (или ) большие соски, ей очень важно вкладывать
их в рот как можно глубже, пронося собственно сосок мимо челюстей.
В случае с длинным соском ребенок очень часто смыкает челюсти на
соске или сразу за соском. Ареола в рот практически не попадает,
малыш ее не сцеживает, получается, что он просто лижет сосок. Молоко
он сцедить таким образом не может, грудь не опорожняется и не стимулируется. 
Начинается нехватка молока.  Большой сосок невозможно вложить
в недостаточно открытый ротик. Малыш, пососав соску или пустышку,
перестает широко открывать рот, т.к. для сосания этих предметов
совершенно не нужно открывать рот широко.

Ребенок с самым маленьким ротиком может сосать грудь своей мамы
с самым большим или длинным, или любым другим “неудобным”, с нашей
точки зрения, соском. Надо только правильно вложить грудь в рот,
проявить терпение и настойчивость. Всего-навсего.

          В заключение
хочется сказать, что обучая ребенка правильно сосать грудь, мама
обеспечивает ему в будущем полноценное, идеально подходящее питание,
а себе – продолжительную стабильную лактацию.

Лилия Казакова,
педиатр, консультант по грудному вскармливанию Московской
общественной группы поддержки грудного вскармливания “Матери за
грудное вскармливание”.

 

Статья написана для сайта Я
– мама!
 
была опубликована в журнале "Лиза" за июль\’ 2001

 

3 comments

  • Спасибо за статью! Очень толково все написано!

  • Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как действовать в моей ситуации. Малышке 1,5 месяца, а с захватом у нас до сих пор проблемы. Она постоянно подсасывает воздух. Я забираю грудь и снова вкладываю много раз за кормление. Но получается плохо. Жду, пока откроет ротик пошире, что происходит обычно уже с плачем. Из-за воздуха часто начинает кочевряжиться, соскальзывает на край соска, и все по новой. Потом плачет, пока воздух не выйдет. А тепрь еще стала часто голову разворачивать, когда ест, и никакими силами ее не повернешь. Вы пишите, что этого нельзя допускать, а что делать?
    Кормимся по требованию. За первый месяц прибавка 1100. Но я все равно переживаю, как исправить захват? Ареола у меня большая, грудь тоже. Нужно ли поддерживать грудь во время кормления? Всегда ли втягивание воздуха со звуком говорит о неправильном прикладывании? Ничего, кроме груди, мы не едим. Правда, был опыт с пустышкой сразу после выписки из роддома, родные настояли, так какона часто плакала и не спала. Но к счастью малышка отказалась от пустышки! Сейчас ничего не даю.
    Может, изменить позу кормления? Я использую колыбельку при этом держу за шейку, чтобы не крутилась, но помогает плохо. Еще часто бывает, когда я в очередной раз меняю захват, она засыпает и не разбудить никак, хоть за ноги тряси. Из-под руки ест плохо, крутит головой или плачет сразу.
    Помогите, пожалуйста. Очень хочу сохранить гв. Живу в Японии, консультанта пригласить домой здесь нельзя.
    Заранее спасибо!

  • Спасибо, очень хорошие и понятные рекомендации, вселили уверенность, буду стараться всеми силами выкормить сынулю 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *